Автор статьи - Галина Савельева
29 июня 2005 года я была на мастер-классе легендарного Махмуда Реды в Каире. Махмуд Реда разобрал с нами хореографию двух фольклорных танцев (Haggala и Beledi) и рассказал интересную историю о танце Haggala.
Примерно в 1960-тые годы, когда Махмуд Реда занимался серьезными исследованиями египетских фольклорных танцев, он приехал в поселение бедуинов для записи хореографии Haggala. Бедуины объяснили, что Haggala исполняют молоденькие девушки на свадьбе, а свадьбы проходят по четвергам, так как на следующий день - в пятницу - выходной.
Махмуд Реда приехал к бедуинам в понедельник и поэтому немного расстроился - он по какой-то причине не мог ждать до четверга. Но его сразу же утешили, сказав, что молодожены будут только рады, если их свадьбу справят два раза - сегодня, ради почетного гостя, и еще в четверг, как положено. Бедуин вышел на крыльцо, взяв с собой ружье, и стал палить в воздух, собирая гостей на свадьбу.
В доме бедуинов две половины - одна для мужчин, попасть в которую можно, зайдя с парадного входа, другая для женщин, вход в которую находится с обратной стороны дома. И свадьбу бедуины празднуют - мужчины отдельно на своей половине, женщины отдельно на своей. В разгар праздника мужчины выходят во двор и собираются группами по нескольку человек. Они начинают сильно хлопать, зазывая к себе танцовщицу с женской половины дома.
Выходит исполнительница Haggala. Танцуя, она направляется к той группе мужчин, которые хлопают сильнее всех. Остальные мужчины начинают "ревновать" к везунчикам, всячески это демонстрируя, а везунчики довольно хвастаются, что девушка выбрала именно их. Все хлопают танцовщице еще и еще громче - и везунчики, чтобы девушка продолжала танцевать возле них, и остальные группы мужчин, ведь танцовщица может уйти к другим, если они будут аплодировать сильнее.
Махмуд Реда долго не мог придумать, как описать знаменитый Haggala-шаг. Пока однажды не увидел на улице женщину с очень-очень большой попой. Верхняя часть ее тела двигалась как бы сама по себе, независимо от нижней части, а бедра также шли сами по себе, равномерно покачиваясь из стороны в сторону. Тут то его и осенило, как выполняется Haggala-шаг!
Haggala - название происходит от арабского слова hag''l - подскок, скачок. Есть также версия происхождения названия от слова Haggal - птица, которая летит через пустыню Сахара, когда птица приземляется, то переступает, подпрыгивая на раскаленном песке.
Танец распространен в оазисах пустыни Сахара, от Ливии до Египта, особенно на территориях Египта.
Музыка. Haggala-ритм. В песне обычно поется о девушке, исполняющей танец: "Посмотрите, у нее вырастают бедра и груди, скоро она будет способна выйти замуж, иметь детей и сделает кого-то очень счастливым".
В музыке три части:
1. Shettaywa - главная часть, поётся всеми мужчинами. Танец исполняется в этой части.
2. Ghennaywa - поётся солистом или поэтом, мужчины отвечают.
3. Magruda - поётся солистом и всеми мужчинами вместе.
Аксессуары. Танцовщица может держать в руке носовой платок или маленькую палку. Палку она не вращает, никак не манипулирует ей, только держит.
Обычно танцовщица - либо подросткового возраста девушка из семьи невесты, либо специально нанятая профессиональная исполнительница. При том, что ее лицо полностью скрыто под черной тканью, каждый знает, кто она. Если танцовщицу наняли для свадьбы, то она во время танца подходит к мужчине, который ее нанял, и вручает палку ему, как бы изображая, что выбрала этого мужчину лидером Kefaffin (Kefaffin - "трещотки", так в танце Haggala называется линия из мужчин, которые аплодируют девушке). Она танцует вокруг, затем встает на колени и разыгрывает пантомиму, показывая, что снимает со своей правой руки браслеты по одному и отдает ему (может на самом деле снимать). Если девушка из семьи невесты, то она подходит либо к своему будущему жениху, если этот жених уже согласован семьями, либо к родному брату или дяде. Она может дать второй конец палки или платка мужчине, который немного потанцует вместе с ней, но только немного, ведь Haggala - это соло девушки.
Хореография. Хореография Haggala Махмуда Реды не является точной копией танца, который он видел у бедуинов, это театральное представление того танца, многие элементы которого совпадают с первоисточником.
Haggala - очень энергичный танец. Акцент делается на движениях бедер. Бедуины живут в пустыне, ходят по песку, поэтому у них сильные ноги, которые они достаточно высоко поднимают во время ходьбы. Характерные элементы: приседания и подскоки, а также, конечно, Haggala-шаг. В танце-первоисточнике исполнительница передвигается маленькими шагами.
Костюм. Сохранились старинные открытки, на которых изображены танцовщицы Haggala в простых длинных платьях с длинными рукавами и широкой тяжелой тканью, обернутой вокруг бедер. Иногда вокруг бедер просто повязан шарф. Ливийский (наиболее часто используемый в постановках этого танца) вариант костюма для Haggala имеет юбку а-ля древнегреческий пеплум (в подражание грекам, которые в течение длительного периода жили на этих территориях) - с верхней частью в виде буфера, которая подчеркивает шаги танцовщицы. До 19-го столетия у исполнительниц Haggala модно было подкладывать под юбку сзади большую подушку. Это называлось "el azzama" или "лупа".
Статьи о Восточном танце
Главная
Гостевая книга
|